Уважаемые преподаватели и студенты!
Библиотека «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» к 45-летию образования «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» и 80-летию создания системы профессионально-технического образования продолжает размещать историко-архивные заметки.

Сегодня своими воспоминаниями о «Белгородском городском профессионально-техническом училище № 20» делится с нами, старейший сотрудник техникума, старший мастер Игнатова Нина Александровна.

Это бесценные свидетельства сотрудницы нашего техникума, участницы становления и развития профессионально – технического училища № 20. Нина Александровна с большим участием отнеслась к историко-архивной работе по подготовке к празднованию 45-летия «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг». С большим усердием и ответственностью писала свои воспоминания. В дополнение к тексту Нина Александровна сделала подборку фотографий из своего личного архива, прокомментировала каждую фотографию.
От всей души желаем Нине Александровне здоровья и творческого вдохновения! Большое спасибо за сотрудничество!.

В «Белгородское городское профессионально-техническое училище №20» пришла по приглашению мастера производственного обучения Монголиной Веры Викторовны, которая рассказала мне, что вновь строящемуся учебному заведению требуется мастер производственного обучения вышивальщиц.
Белгородское городское профессионально-техническое училище №20 организовано приказом Белгородского областного управления профтехобразования № 244 от 14 июля 1975 года. Начата подготовка рабочих кадров для предприятий города и области по профессиям: плотник, каменщик, столяр (строительный), слесарь по ремонту и эксплуатации газового хозяйства, вышивальщик вручную, на машине, с умением выполнять золотошвейные работы.
Октябрь 1975 года.
Придя в это учебное заведение - Белгородское профессионально-техническое училище №20 расположенное на Харьковской горе г. Белгорода, которое имеет целый комплекс зданий: учебный корпус, общежитие, учебно-производственные мастерские, спортивный зал, столовая, территория под спортивную площадку (эти объекты в 1975 году находились на стадии продолжения строительства). Фундамент возвышался под учебно-производственными мастерскими, корпус общежития стоял без окон и дверей, одни проемы, спортивный зал и столовая также строились. В учебный корпус продолжали завозить мебель, только первый и второй этаж полностью были оснащены для занятий.  Видя впервые этот студенческий городок, невозможно было, не влюбиться с первого момента увиденного. Пройдя по учебному корпусу в приемную директора можно было понять, какие масштабы работы имеются.
Первая встреча, разговор с директором училища №20 – Горбатко Николаем Дмитриевичем показала, что работа будет не простой, но интересной. Он поинтересовался моим профессиональными данными, опытом работы с молодежью. Предложил работу мастера производственного обучения в группу по профессии: «Вышивальщик вручную; вышивальщик на машине (с умением выполнять золото – швейные работы)». Затем он пригласил Михаила Васильевича Ерёменко - заместителя директора по учебно-производственной работе на совместную беседу, который поинтересовался, какими умениями, навыками в вышивке я владею, знаю ли я виды машин и оборудования для вышивки. Особо обсудил отношения в работе с учащимися, с которыми предстояла сложная, ответственная, требующая большого внимания работа. В процессе беседы с этими уникальными руководителями учебного заведения у меня не было сомнений по поводу работы с обучающимися. Доброжелательность, внимание, заботу о сотрудниках увидела я в этих руководителях принимавших меня на работу в училище №20.
22 октября 1975 года была принята на работу мастера производственного обучения в группу по профессии: «Вышивальщик вручную; вышивальщик на машине (с умением выполнять золото – швейные работы)».
Встреча с коллективом сотрудников прошла во взаимопонимании, уверенности, что все будет хорошо. Коллектив профессионалов оказался дружным, работоспособным, готовым всегда выручить и поддержать. Вновь построенное, организованное училище собирало под свои своды молодых профессионалов: педагогов, мастеров производственного, воспитателей и весь персонал, готовых трудиться на благо процветания родного заведения.
Первый набор учеников.
В связи с началом учебного года произвести закрепление мастеров производственного обучения за учебными группами в следующем порядке:
за группой №1 – слесарь по ремонту подвижного состава (троллейбусов)     Кузнецова Олега Федоровича.
За группой №2 – электромонтажник по освещению, силовым сетям и электрооборудованию Беляева Владимира Емельяновича;
за группой №3 – каменщик Фатеев Виктор Кузьмич;
за группой №4 – маляр Малую Александру Афанасьевну;
За группой №7 – вышивальщик вручную, на машине, с умением выполнять золотошвейные работы Монголину Веру Викторовну.
Наполняемость групп составляла 32-37 человек обучающихся.
Первые встречи с вверенной мне группой учеников, запомнились на всю жизнь. Состав группы одни девочки. Мы внимательно смотрели друг на друга, изучали взгляды, жесты, слушали друг друга. Пытались запомнить все сказанное. Много говорили о профессии, которую они выбрали, как выбирали, что знают о ней. Строили планы на будущее. Приняв группу вышивальщиц, как молодому специалисту мне приходилось вместе с ними учиться нашему ремеслу. В свободное от работы время занималась самообразованием, посещала библиотеки города, изучала материал, писала конспекты, рисовала схемы таких видов вышивки, как мережки, выполнение цветной перевити, вышивание крестом, вышивание цветной глади и другие виды вышивки, чтобы больше материала выдавать на уроке.
Прошла стажировку на предприятии «Швейная галантерейная фабрика» г. Белгорода в цехе строчевышивки. На этом предприятии со своими учениками проходили практику. Руководство фабрики совместно с руководством училища уделяли особое внимание обучению и воспитанию учащихся.  На предприятии и в цехе был организован поток рабочих мест в количестве тридцати вышивальных машин, на которых проходили практику обучающиеся училища.
Особое внимание обучению уделяла Демина Нина Ивановна – главный инженер фабрики. Ежедневно она посещала обучающихся, интересовалась их успехами и была частым гостем в училище на собраниях.
Обучение первых набранных групп продолжалось два года. В училище по степенно складывались взаимоотношения между учащимися, педагогами и родителями. Среднее образование получали во второй половине дня, профессиональное образование было дневным. Жизнь учащихся проходила с массой мероприятий. Вновь строящемуся училищу нужны рабочие руки. Выходили с учащимися на территорию и организовывали субботники по уборке, благоустройству, озеленению территории. Трудились в аудиториях, оформляли кабинеты с профессиональной направленностью. Трудились они на полях сельского хозяйства, выезжали на уборку урожая яблок, картофеля, свеклы. Выезжали на поля с песнями и также возвращались. Много было культурно-массовых развлечений. Ходили зимой на лыжах в рощу целым коллективом. Осенне-весенний период много времени приводили на спортивных площадках, дни здоровья заполнялись спортивными играми в волейбол, футбол, эстафеты различной направленности. Воспоминания о тех далеких годах самые светлые, добрые. Это были годы нашей молодости!

Игнатова (Курлова) Нина Александровна.                   30 июня 2020 года.