Уважаемые преподаватели и студенты!
Библиотека «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» к 45-летию образования «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» и 80-летию создания системы профессионально-технического образования продолжает размещать историко-архивные заметки.

Сегодня мы познакомимся с директорами «Городского профессионально-технического училища № 20.  (1975 – 2013 годы).



Директор техникума это наиважнейшее лицо в учреждении. Директор осуществляет управление педагогическим и обслуживающим персоналом, обладает распорядительными, контрольными, дисциплинарными, представительскими полномочиями.
Кроме этого в полномочия директора входит огромный фронт работы - утверждение планов работы структурных подразделений, подписывает директивные и распорядительные документы, утверждает структуру и штатное расписание, учувствует в организации учебно-производственной, воспитательной, научно-методической работе техникума, несёт ответственность за эффективное использование материальных и финансовых ресурсов.  Определяющими чертами директора техникума являются права и полномочия по принятию и реализации управленческих решений учебного заведения. Именно эта деятельность в больших объёмах накапливается в  документах учреждения, хранится и передаётся в архив.

Большая часть истории любого учреждения в первую очередь связанна с деятельностью его руководителя!
 
Директор обеспечивает выполнение учебным заведением основной деятельности (Для «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» это - учебная, учебно-производственная работа), разрабатывает стратегию поведения внутри коллектива. Директор создаёт уникальную атмосферу рабочего коллектива, фирменный стиль учреждения.
 
Руководителю дают оценку (историки, архивисты, журналисты, сотрудники, учащиеся) по его управленческим решениям. В формировании образа директора и его эпохи участвует  субъективное мнение сотрудников, воспоминания, дневниковые записи, публикации в печати, фотографии и портреты.

Деятельность директоров ГПТУ № 20 не одинакова, имеет свои особенности управленческих решений. В рамках историко-архивного исследования мы попытаемся через имеющиеся в нашем распоряжении документы увидеть основные черты управления, сделать небольшие исторические наброски.
Цель исследования не давать оценку личности директора, а почувствовать эпоху, в которой работал коллектив под управлением руководителя. В этом нам помогут документы и фотографии из архивного фонда «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг», статьи из периодических изданий, воспоминания сотрудников.

Благодаря документам из архива техникума удалось точно установить хронологическую последовательность директоров техникума. За всю историю техникума в нём работало 6 директоров. Из которых пять мужчин и одна женщина.

1. Горбатко Николай Дмитриевич  15.07.1975 – 12.02.1980
2. Нежурин Станислав Фёдорович 16.06.1980 – 15.07.1987
3. Сапрыкин Василий Тимофеевич 01.09.1987 – 04.10.2013
4. Нефёдов Михаил Николаевич     28.10.2013 – 03.07.2014
5. Меженская Наталья Александровна 01.10.2014 – 05.07.2019
6. Шелудчнеко Александр Васильевич 08.08.2019 – по настоящее время.

Первый директор Горбатко Николай Дмитриевич (в должности  с 15.07.1975 по 12.02.1980) для нашего техникума личность  легендарная. Он навечно вписан в историю нашего учебного заведения с приставкой – Первый!  Его приход начинается очень торжественно в «Книге приказов директора ГПТУ № 20 по личному составу» в приказе № 1 от 15.07.1975 г. написано рукою Николая Дмитриевича: «В соответствии с приказом Белгородского областного управления профессионально – технического образования  № 244 от 14 июля 1975 года «Об организации городского профессионально–технического училища № 20 в городе Белгороде» Горбатко Николай Дмитриевич с 15 июня 1975 года приступаю к работе в должности директора  «Городского профессионально-технического училища № 20». Это отправная точка, основа всей дальнейшей эволюции нашего техникума.

Анализируя архивный комплекс документов «Книги приказов директора ГПТУ № 20 по личному составу» открывается многообразный, наполненный событиями мир техникума и его первого директора. Каждая строчка, каждый приказ наполнен динамикой развития.
Возможно, мои оценки субъективны, но приказы Горбатко Николая Дмитриевича и Нежурина Станислава Фёдоровича душевны, чувствуется забота о коллективе и студентах, в поздравлениях есть искренность и чувство радости.

Горбатко Николай Дмитриевич из эпохи созидателей. Он тот, которому было доверено возглавить и сформировать новое учебное заведение. Первые приказы директора тому живое подтверждение. При первых двух директорах профессионально-техническое училище № 20 сформировалось, накопило богатейший опыт преподавания, зарекомендовало себя среди предприятий города и области. Техникум стал популярным местом для обучения молодёжи из сельских районов Белгородской области.

Из предыдущих историко-архивных заметок можно составить картину жизни в 1970 – 1980 годах. Это - эпоха творческого, созидательного подъёма во всей стране. Техникум ведёт большую воспитательную работу с молодёжью, активно участвует в спортивной и культурной жизни области. Под руководством директоров идёт учебный процесс (не без трудностей) по подготовке специалистов.

В процессе исследований удалось, выявит статью о профессионально-техническом училище № 20 опубликованную в «Белгородской правде» (Макеева Г. Престиж профессии // Белгородская правда № 92.- 1980.- 19 апреля).  Это статья, написана с акцентированием на проблемы техникума (излюбленный стиль журналистов, для привлечения внимания общественности и местных властей). Необходимо критично и осторожно подходить к мнению журналиста, который не является специалистом отрасли и пишет со стороны. Для нас в данном случае это прекрасная возможность погрузится в эпоху 1980 года. В это время техникумом руководил временно исполняющий обязанности директора Ерёменко Михаил Васильевич.

Будем читать статью из Белгородской областной газеты «Белгородская правда») опубликованную 40 лет назад (в 1980 году):

«Они стояли на сцене ак¬тового зала смущенные и взволнованные. Это был самый торжественный в их жизни день. Через несколько минут прерывистая трель звонка позовет их на последний урок. Потом будут экзамены, практика и самостоятельная работа. По установившейся в ГПТУ № 20 традиции проводить выпускниц двух групп цветоводов-декораторов собралось все  училище.
Немало добрых слов было cказано в этот день учителями и мастерами производственного обучения в адрес своих питомцев. Их приветствовали учащиеся младших групп, им дарили сувениры и дружеские улыбки. В этом хоре поздравлений не было только голоса представителей базового предприятия, куда через некоторое время должны прийти на работу выпускники училища.
Накануне торжества ру¬ководители профтехучилища  послали директору совхоза декоративных культур Е. Ф. Косовцову персональное приглашение и до последнего момента надеялись, что если не сам Евгений Федорович, то хотя бы кто-то из  мастеров и передовых рабо¬чих придет в училище, и скажет девчатам, что они выбрали самую лучшую из профессий — украшать зем¬лю цветами, что их ждут в коллективе...
— Не желают наши ше¬фы признавать нас, — с обидой говорила мастер про¬изводственного обучения группы № 36 Г. П. Гридчина после торжественной ли¬нейки. И эти ее слова не лишены основания.
Как-то еще зимой решили в училище провести «неделю цветовода», чтобы привлечь внимание к профессии уча¬щихся школ, показать, чему за годы пребывания в ГПТУ научились девчата старших групп. Все три этажа были превращены в красочные экспозиции. В училище до сих пор хранят цветные фо¬тографии и книгу отзывов, сплошь исписанную словами благодарности тех. кто побы¬вал на «неделе цветоводов». Мастера и учащиеся как могли, рассказывали экскур¬сантам о профессии. Но на-сколько их слова были бы убедительнее и весомее, ес¬ли бы рядом с ними стояли те, для кого умение выращи¬вать цветы уже стало про¬фессией на всю жизнь.
Коллектив преподавателей и мастеров училища трево¬жит не только то. что базо¬вое предприятие отказы¬вается принимать участие в проводимых торжественных мероприятиях, а полное отсутствие интереса к моло¬дым рабочим, к качеству их подготовки. В  приказе по ГПТУ № 20, который был зачитан на линейке послед¬него звонка, подчеркивалось, что экзамены для учащихся групп № 36 и № 37 пере¬носятся на более ранний срок «ввиду отсутствия мест для практики». Сколько сил и нервов приходится тратить каждый раз руководителям профтехучилища, мастерам производственного обучения, прежде чем удается «при¬строить» девчат на рабочих местах.
В училище нет базы для проведения практических ра¬бот — ни парника, ни теп¬лицы. На уроках учащиеся получают только чисто тео¬ретические знания, а умение, навыки выращивания цветов должны приобрести на прак¬тике. А это не всегда удаёт¬ся. Как правило, в совхозе им поручают только самую «черновую» работу — гру¬зить навоз, выносить мусор. Учащиеся только наблюда¬ют, как рабочие обрезают деревья, пикируют рассаду. Поэтому, по словам масте¬ров, программа практических работ выполняется не пол¬ностью, что, безусловно, сни¬жает качество подготовки учащихся.
Пролетят экзамены, и на¬станет время, когда выпускникам придется выезжать на свою последнюю практику. Здесь и будет их место по¬стоянной работы. Только нет пока такого места для тех 80 учащихся ГПТУ № 20, которые получат в этом го¬ду дипломы «цветовода-декоратора». Руководители учи¬лища буквально за голову хватаются: как трудоустраи-вать выпускников, если сов¬хоз декоративных культур со¬глашается взять только два¬дцать человек. Да и тем не га¬рантируют общежития. И ра¬стет на столе у М. В. Ере¬менко — исполняющего обя¬занности директора учили¬ща ;— стопка заявлений от учащихся с просьбой напра¬вить их работать в Запо¬рожье.
В прошлом году три вы¬пускницы из группы. зани¬мавшейся по программе тех¬нического училища, получи¬ли распределение в этот го- под на комбинат «Цветы». Через некоторое время в учи¬лище пришло письмо, где девушки описывают, как теп¬ло их встретил трудовой коллектив, в каком благоуст¬роенном общежитии они жи¬вут какая интересная и пре¬стижная у них работа. А вслед за письмом пришла в ГПТУ № 20 и заявка от комбината «Цветы». Дирек¬ция просила направить к ним на работу пятьдесят выпускниц училища.
Если принять во внимание эту просьбу украинских цве¬товодов, то и беспокоиться не о чем: почти весь выпуск будет трудоустроен. Но ведь училище является базой под¬готовки кадров для предприя¬тий, входящих в состав облкоммунхоза. И цветоводы-де¬кораторы нужны области так же, как электрики, строите¬ли, водители троллейбусов и спецмашин, которых призва¬но выпускать училище. Тру¬женики областного центра борются за то, чтобы пре¬вратить Белгород в город высокой культуры и образ¬цового порядка. Для этого намечено выполнить большой объем работ по озеленению улиц и скверов, расширению, ч благоустройству парков. Предстоит не только поса¬дить деревья, кустарники и цветы, но и организовать за ними постоянный уход. А для этого нужны будут те са-мые цветоводы-декораторы, которых сейчас дирекция училища не знает, куда при¬строить.
Не оказывают помощи своему базовому училищу и другие подразделения, вхо¬дящие в состав облкоммунхоза. О каком повышении качества подготовки рабочей смены можно вести речь, ес¬ли в ГПТУ нет надлежащей  базы для проведения теоре¬тических и практических за¬нятий. Пятый год существу¬ет профтехучилище, и за это время оборудовано всего три кабинета из 17 необходи¬мых. Нет лабораторий по ре¬монту троллейбусов и авто¬мобилей, совершенно негде осваивать практические на¬выки будущим отделочни¬кам, электромонтерам. Ма¬стерские, без которых не мо¬жет вестись учебный про¬цесс, были сданы в эксплуа¬тацию необорудованными и недостроенными.
С тех пор и маются преподаватели и мастера, чтобы хоть как-то привести их в порядок.
В марте прошлого года руководителям училища все- таки удалось добиться, что¬бы комиссия из областного управления коммунального хозяйства официально за¬фиксировала все недоделки, составила перечень недо¬стающего оборудования и инструментов. На собрании педколлектива представители базового предприятия тор¬жественно пообещали при¬нять самые безотлагатель¬ные меры и обеспечить свое училище всем необходимым. Больше года минуло с тех пор. но ничего из обещанно¬го училище так и не получило.
Недостаточно обеспечено училище и кадрами мастеров производственного обучения. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершен¬ствовании процесса обучения и воспитания учащихся си¬стемы профессионально-тех¬нического образования» под-черкивается, что базовые предприятия обязаны направ¬лять в профтехучилища на должности мастеров лучших производственников. По су¬ществующему положению за этими людьми должна сохра¬няться та заработная плата, которую они получали до пе¬рехода на работу в ГПТУ. На эти документы и ссылал¬ся М. В. Еременко, когда пришел в кабинет к дирек¬тору горэлектросети В. В. Фальковскому с просьбой помочь подыскать хорошего мастера для группы электри¬ков. Тот и слушать не по-желал: «Если кто придет проситься на работу и мне не понадобится, тогда при¬шлю. а свои кадры не дам...». Так до сих пор и живет группа учащихся без мастера.
Слабая материальная ба¬за, неукомплектованность кад¬рами мастеров, отсутствие базы для проведения прак¬тики подрывают престиж училища. Многие выпускни¬ки школ обходят стороной приёмнуюю комиссию ГПТУ № 20. В нынешнем учебном году здесь не удалось на¬брать группы маляров-штукатуров, каменщиков, хотя потребность в строителях у облремстройтреета, для кого предназначались эти кадры, очень большая. И опять базовое предприятие осталось в стороне. Не бы¬ло ни совместных выездов в школы, ни выступлений ру¬ководителей перед выпуск¬никами. Областное управле¬ние коммунального хозяйст¬ва посчитало это делом слишком обременительным и согласилось лишь оплатить счета за объявление в газе¬те о наборе учащихся.
Отсутствие базы для вы¬сококачественной подготовки рабочих отрицательно влияет и на закрепленность моло¬дых рабочих на предприятии. Многие из них, столкнувшись с первыми трудностями, ра-зочаровываются в профес¬сии и меняют место работы. Из 174 выпускников 1978 года, направленных в под¬разделения облкоммунхоза и в Белгородское швейно-га¬лантерейное объединение в декабре 1979 года, осталось 70. А с августа по декабрь 1979 года предприятия поте¬ряли 78 Человек. Против фа¬милий в списках уволенных по собственному желанию, которые имеются в училище, указана причина ухода. В большинстве случаев — это отсутствие общежития, ис¬пользование -не по специаль¬ности, разочарование в вы¬бранной профессии. И ста¬новятся цветоводы-декорато-ры, электрики и вышиваль¬щицы, на обучение которых государство тратит огромные средства, кулинарами, про¬давцами, рабочими промыш¬ленных предприятий. А учи¬лище вновь публикует объ¬явление, что производит на-бор учащихся для предпри¬ятий коммунального хозяйст¬ва».      

С 16 июня 1980 года приступил к своим обязанностям Нежурин Станислав Фёдорович. Это второй директор профессионально-технического училища № 20. Его приход был не столь торжественен как у первого директора. Станислав Фёдорович пришёл в сформированное учебное заведение, работали все структурные подразделения, педагогический коллектив уже накопил опыт работы с контингентом обучающихся. Были многочисленные проблемы организационного характера. Но в целом вся учебно-производственная работа училища шла по отлаженной схеме. Были Социалистические обязательства, учебные и производственные планы, стояли конкретные цели по подготовке рабочих кадров.
Характеризовать  деятельность (на основании имеющихся архивных материалов) Нежурина Станислав Фёдоровича можно следующим образом – это верный, чёткий исполнитель. В стиле руководства не было резких не обдуманных действий, всё делалось спокойно и по заданной управленческой схеме. Свой пост директора ГПТУ № 20 Нежурин Станислав Фёдорович покинул 15 июля 1987 года по состоянию здоровья.

О третьем директоре ГПТУ № 20 Сапрыкине Василии Тимофеевиче можно рассказать многое!

При Василии Тимофеевиче профессионально-техническое училище № 20 три раза меняет свой юридический статус и наименование.
В 1994 году на основании Приказа министерства образования Российской Федерации № 181 от 3 марта 1994 года, ГПТУ № 20 преобразовано в «Белгородский профессиональный лицей № 20».
Вскоре после этого сменило наименование на «Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования. Профессиональный лицей № 20» («ГОУ НПО Профессиональный лицей № 20»). В 2011 году по Распоряжению правительства Белгородской области № 627-рп от 21 ноября 2011года образовано на базе «ГОУ НПО Профессиональный лицей № 20» Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг». (ОГАОУ СПО «БТПиСУ»).

Все процедуры с переименованиями, реорганизациями и перепрофилированием делалось с одной целью – чтобы образовательное учреждение было конкурентно, отвечало требованиям рыночных отношений.
По замыслу Василия Тмофеевича Сапрыкина лицей должен стать базой научных исследований, центром развития начального профессионального образования.

Менялось не только название учреждения, менялась сама жизнь!

Трудные времена наступают для техникума с начала 1990-х годов. Сложнейшие исторические процессы, происходящие в стране и мире, сказываются и на профессионально-техническом училище № 20. Распад Советского Союза, экономический спад, переориентация и ликвидация предприятий, смена идеологического курса государства. Это лишь часть многочисленных трудностей и кризисов постигших профессионально-техническую систему образования.

Приходили новые технологии, новые специальности, рынок труда требовал других специалистов подготовленных по новым программам. В 1994 году в профессиональном лицее № 20 появляются первый компьютер. Документы начинают тиражировать не на печатной машинке, а на принтере.

При детальном изучении «Книги приказов директора по личному составу» можно сделать вывод о стиле руководства Василия Тимофеевича. Он проводит политику заботливого хозяина.
Строгий и внимательный, старается вникнуть в суть множества административных дел, следил за кадровой политикой и порядком в коллективе, мудро поощряет  и взыскивает с подчинённых, ищет новые пути развития для техникума.

Сохраняя учебное заведение, директору приходилось идти на непопулярные меры:

В 1996 году, происходит  большое сокращение штата сотрудников. Выводятся из штатного расписания должности: заведующий складом, заведующего камерой хранения, начальник штаба ГО, художник-конструктор, технолог, раскройщик, педагог дополнительного образования, второй библиотекарь.

В 1997 году руководствуясь «Приказом управления образования Белгородской области» № 208 от 26.04.1996 года. В связи с крайне неудовлетворительным финансированием из Федерального бюджета в техникуме происходит очередное сокращение штатов. Это делается для возможности платить заработную плату оставшимся сотрудникам.

В такие сложные времена пришлось руководить Сапрыкину Василию Тимофеевичу!

С позиций историко-архивного исследования для «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» период с 1975 по 1995 –е годы это история (охватывает период в 30 лет). С 1995 по 2020-е годы современность (охватывает период 15 лет). Василий Тимофеевич руководил образовательной организацией на стыке истории и современности. Это очень сложное явление для исследователя, трудно уловить разделяющую границу прошлого и настоящего.

Завершая заметку о директорах техникума, предлагаю Вам познакомиться с материалом о Сапрыкине Василии Тимофеевиче. В этой статье Василий Тимофеевич рассказывает о себе и своей работе.

Статья опубликована в «Учительской газете»  журналистом Михаилом Бондаревым. (Бондарев М. Строитель-пекарь-модельер// Учительская газета № 7 .- 2001.- 20 февраля .- С.11):

«Тебе что, пекарня нужна? - переспросил губернатор.
- Не откажусь, ответил директор профлицея.
Через два месяца он забрал с завода оборудование и смонтировал необычный класс-цех.
Но вряд ли бы у белгородского профлицея появилась своя мини-пекарня, если бы областное начальство не посещало выставки-ярмарки изделий студентов профучилищ. И если бы не инициатива директора Василия Сапрыкина...
Вскоре запустили производство и обеспечили хлебом не только свою столовую, но и столовую 33-го училища, которое находится рядом. Открыли торговую точку, отдают хлеб и выпечку в магазины и частным предпринимателям...
У лицея неплохая (по нынешним временам) материально-техническая база: 8 учебно-производственных мастерских, 4 лаборатории.
Есть 28 компьютеров, теле-, видео- и аудиоаппаратура.
- Доход от производственной деятельности не очень высок. Есть проблемы с трудоустройством, но для наших выпускников они стоят не так остро, как для ребят из других училищ. Почему? Наши профессии жизненны, - объясняет Василий Тимофеевич. - Девушка, которая училась по швейному профилю, приобретает как минимум три специальности: оператор швейного оборудования, портной и, по выбору, закройщик или конструктор-модельер. Если не устраивается на предприятие или частную фирму, то может зарабатывать на дому шитьем на заказ. Так же и со специальностью строителя. На нее есть спрос. Но даже если выпускник не захотел работать в бригаде какого-нибудь СМУ, за счет приобретенных в лицее знаний и навыков может заработать не только на кусок хлеба, но и на бутерброд...
Сегодняшний лицей - не то ПТУ, которое существовало лет 7-8 назад. Тогда в школе тем, кто плохо учился, говорили, что им прямая дорога в ПТУ, где они засядут всерьез и надолго. Сейчас ситуация совершенно иная.
- Каковы условия поступления в лицей?
- У нас почти на все профессии - конкурс. В 97-м году вынуждены были проводить вступительные экзамены, потому что конкурс доходил до семи человек на место, - говорит Сапрыкин. - Вне конкурса зачисляются сироты и дети из малообеспеченных семей. Какой отбор? Прежде всего - конкурс аттестатов и тестирование, где определяется степень обучаемости и профпригодности. Стипендии, к сожалению, мизерные - 40 рублей. Для детей-сирот и студентов, обучающихся по программе техникума, - 80% от минимальной зарплаты, примерно 100 рублей.
- Во многих профучилищах - проблемы с питанием...
- И здесь я нахожу полную поддержку со стороны родителей. В этом году выделялись средства на питание из бюджета, но далеко не по тем нормам, которые необходимы. Ежегодно по месяцу учащиеся работают в колхозах на уборке овощей. И родители помогают тремя-пятью ведрами картошки, лука, моркови, ведь более двухсот лицеистов - из сельской местности. За сентябрь-октябрь родители привезли 4 тонны картофеля. Лицеисты, которые живут в общежитии, получают трехразовое питание.
Для городских - только обед. И все это бесплатно...
Василий Сапрыкин 14 лет возглавляет лицей. В 80-е был самым молодым директором и первым, которого не назначили "сверху", а избрал коллектив училища.
- Я из города Губкина Белгородской области, - рассказывает Василий Тимофеевич. - Вся моя судьба связана с комсомолом. Был секретарем на швейной фабрике. Служил в танковых войсках в Прикарпатском ВО. После армии не было проблемы, куда пойти. Работал секретарем комсомольской организации губкинского ПТУ N 15. Это было сложное училище, особенно по уровню преступности. Оно даже стояло на контроле в Министерстве образования. Когда узнала мама, что я иду в это училище, было много слез. Но я не отступил. Приобрел опыт работы с трудными подростками. Одновременно закончил политехнический институт...
- А после перестройки?..
- Я болезненно воспринял распад комсомола, потому что видел полезность этой организации. И когда нужно было определяться с дальнейшей деятельностью, то выбор был один. Я не производственник, меня больше интересовали проблемы воспитания, общения с трудными подростками. 15 - 17 лет - самый интересный и сложный возраст. Происходит ломка характера, привычек, взглядов на жизнь. В это время важно помочь подростку, подсказать. Нельзя в несовершеннолетнем видеть просто объект воспитания. Я постоянно общался и сейчас общаюсь с трудными подростками. С одним мы ездили отдыхать к моим родственникам в Керчь. Потом он женился на сестре моей жены. Нашел себя в жизни. С другим мы живем по соседству. Я гулял у него на свадьбе. И таких примеров много...
Сапрыкину предлагали сменить место работы, были заманчивые в материальном отношении предложения. Но Василий Тимофеевич остался в лицее.
- Сложно работать в системе профтехобразования, - подводит итог директор. - У меня высшая квалификационная категория - 16-й разряд. Дальше прыгать некуда. Оклад - 880. С разными надбавками получается 1,5 - 2 тысячи. Средняя зарплата преподавателя - 900 рублей. Но педагог работает на полторы, а то и на две ставки. Зарплата мастера - 600 рублей. Нагрузка колоссальная - по 6-8 часов работы, плюс подготовка к занятиям, изучение методической литературы. Местные власти повышают зарплату педагогическим работникам. Но мы финансируемся из центра. С октября прошлого года тем, кто стоит на областном бюджете, зарплату прибавили на 20%. А федералам, к сожалению, нет...».

В конце статьи есть небольшое примечание, в виде информационной справки о профессиональном лицее № 20. Это своеобразная реклама образовательного учреждения от журналиста бравшего интервью у Василия Тимофеевича Сапрыкина:  «Белгородскому профессиональному лицею N 20 - четверть века. Два последних года он выпускает специалистов со среднетехническим образованием. В лицее - 700 учащихся. Половина из них обучаются швейным специальностям: оператор швейного оборудования, портной, закройщик, вышивальщик, конструктор-модельер. Популярны и такие специальности, как пекарь-кондитер, техник хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства. Лицей также готовит секретарей-референтов, операторов ЭВМ, мастеров строительных отделочных работ и растениеводства».

В следующих заметках мы ещё будем возвращаться  к теме руководителей техникума.  Но это уже будет не историко-архивный материал, а позитивно-иллюстративный обзор!