Уважаемые преподаватели и студенты!
Библиотека «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» к 45-летию образования «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» и 80-летию создания системы профессионально-технического образования размещает новый материал.

В нашей прошлой историко-архивной заметке «Награды техникума» мы рассказывали о ценности почётных грамот, свидетельств, дипломов, благодарственных писем.

Но кроме этого есть особо ценные материалы, источники личного происхождения – дневники, записные книжки, автобиографии, воспоминания, эссе, рассказы. Этот блок документов интересен  в различных аспектах – стиль изложения, эмоциональность, фактографические сведения, субъективные оценки социально-исторических процессов, взгляд на мир через призму профессиональных и личностных ценностей.


К великому сожалению в России (в  XX веке)  в архивном деле уделялось мало значения документам рядовых сотрудников. Источники личного происхождения - большая редкость в государственных и ведомственных архивах. Начиная с 1990 – х годов начался процесс  собирания личных документов сотрудников учреждений и ведомств, трудовых династий преподавателей и рабочих, отдельных семей.
Нам очень приятно значительно обогатить наши историко-архивные заметки источниками личного происхождения, которые поступают от преподавателей «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг».
Сегодня мы размещаем эссе нашего преподавателя Ольги Викторовны Роговой. В «Белгородском техникуме промышленности и сферы услуг» Ольга Викторовна работает  только год, преподаёт английский язык.
Мы от всего сердца благодарим Ольгу Викторовну Рогову за предоставленный материал!



С чего начался мой путь в профтехобразовании? Да ни с чего. Честно признаюсь, что в детстве и отрочестве я не видела себя в этой сфере образования и была «страшно далека» от нее. Но, оглядываясь на свой жизненный путь, понимаю, что с профессиональным образованием я была связана невидимыми нитями с рождения.
Мой отец в послевоенные годы окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище), выучился на слесаря, потом самостоятельно освоил профессию сварщика. Много лет он проработал слесарем в железнодорожном депо моего родного города, имел грамоты за изобретения. Потом самостоятельно освоил профессии плиточника, плотника, электрика, так что мы дома не знали проблем с ремонтом утюга, швейной машинки, часов, настольной лампы, газовой колонки, телевизора, магнитофона и т.д. Благодаря примеру моего отца,  у меня сформировалось стойкое убеждение, что мужчина в доме должен уметь делать все собственноручно.
Моя мама тоже не имела высшего профессионального образования. Она окончила Грозненское педучилище и почти 40 лет проработала учителем начальных классов. Теперь я понимаю, что благодаря серьезной профессиональной подготовке в училище и собственной работоспособности она добилась признания в профессии: она получила звание «Отличник просвещения», была старшим учителем, наставником, родители выстраивались в очередь, чтобы записать своего ребенка в ее класс. Если приезжала комиссия из Министерства просвещения, то ее вели на урок к моей маме, предварительно дав всего15-20 минут на подготовку. А сколько студентов она подготовила, прорабатывая с ними детально каждый этап урока. В семейном архиве сохранились фото, на которых видно, как помимо 42 учеников, на уроке присутствуют еще 20 студентов с методистами. Надо сказать, что в нашем городе было педагогическое училище, которое выпускало учителей начальных классов, трудов, музыки и ИЗО. В наше училище поступали абитуриенты со всего Северного Кавказа, из Украины, Ставропольского и Краснодарского краев.
Моя старшая сестра очень хотела поступить в институт после 10-го класса, но не получилось. Она окончила училище с красным дипломом по профессии «Библиотекарь», что помогло ей потом без проблем поступить в институт по специальности. Много лет она проработала библиотекарем и, во многом благодаря знаниям и умениям, полученным по специальности, стала начальником отдела кадров научно-исследовательского института образования и воспитания Украины.
В детстве с профессиональным образованием я имела шапочное знакомство. Я узнала, что есть такое образовательное учреждение только, когда мой старший брат поступил в железнодорожное училище после 8-го класса. Кстати, наше училище славилось на весь Северный Кавказ и выпускало специалистов для работы на железной дороге: помощников машинистов тепловозов и электровозов, наладчиков КИПов, слесарей, ремонтников. Это теперь с высоты своих прожитых лет я понимаю, какое значение имеет профессиональное образование, а тогда я даже и мысли не допускала, чтобы я – отличница, активистка, комсорг класса – поступила в «педконюшню», как неуважительно среди моих сверстников называли педучилище.
Шли годы, учеба и окончание института иностранных языков, первое устройство на работу. Я все еще далека от профтеха, хотя мировоззрение начинает меняться. И я, городская девчонка, не представлявшая себе, как можно работать в сельской малокомплектной школе, работала в такой школе и учителем английского языка, и воспитателем группы продлённого дня, и заместителем директора по учебной работе. Однако изменение семейного положения подразумевало увольнение с работы, переезд в Белгород и поиски новой работы.  Долгие, как мне казалось, 6 месяцев безрезультатных поисков работы, хождений по школам, многочисленных посещений отдела кадров РОНО, копеечные подработки в детских садах увенчались успехом. Мне случайно на глаза попалось объявление в газете о том, что в профессиональный лицей № 10 требуется преподаватель английского языка. После телефонного общения с заместителем директора я поехала в лицей, и была сразу же принята на работу. Так с 1 марта 2001 года началась моя работа и жизнь в профтехобразовании.
Почти за 20 лет работы в профессиональном образовании было всякое: и падения и взлеты, и желание уйти из профессии, и переход в новую профессиональную образовательную организацию.  Стало ясным одно, профтехобразование играет большую роль в моей жизни, оно нужно мне даже больше, чем я ему.  Наблюдая, как высшее образование становится все более академическим, я и своих детей настраиваю на получение первичного профессионального образования. Искренне уверена, что сначала надо получить профессию, которая сможет прокормить в будущем, а потом уже высшее образование как основу для карьерного роста.