Уважаемые преподаватели и студенты!
Библиотека «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» к 45-летию образования «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» и 80-летию создания системы профессионально-технического образования продолжает размещать авторские работы преподавателей.

Сегодня Вашему вниманию представлено эссе Рязановой Наталии Тихоновны – мастера производственного обучения «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг»

 

     В моей семье никто не думал, что я пойду после школы в училище, все твердо утверждали, что талант рисования «зарывать в землю не надо», надо поступать на художника-модельера. Папа в молодости тоже хорошо рисовал, мама  рисовала и выполняла чертежные работы, видимо, и у меня талант появился.  В  тумбочке на альбомных листах рисовались  «таланты» моделей  - эскизов, рисунки костюмов, платьев, блуз, журналы «Работница» и «Крестьянка», которые выписывал папа, чтобы я  «развивалась», там  были выкройки различные.  В школе  всегда рисовала газеты и  плакаты тематические, литературных героев, перерисовывала портреты с фотографий, мультяшных героев, участвовала в конкурсах по рисованию. А мама всегда готовила очень вкусную выпечку-пирожки с различными начинками, пряники, конфеты на молоке с сахаром варили  и нарезали на брусочки,  я ей помогала украшать пироги с яблоками «розами» из теста, очень красиво получалось. Но  и в мыслях ничего такого и не мелькало…! о будущей профессии…!
    Я с детства любила рисовать и после окончания школы в 1979 году поехала в Харьков, чтобы поступить в институт на дизайнера. Поступила. Но потом забрала документы, почувствовала  что-то не то.
      Вернулась в Белгород, стала просматривать местные газеты и увидела объявление о приеме в торгово-кулинарное училище (находилось возле аэропорта). Поступление было по комсомольским путевкам, их выдавали  в Свердловском тресте столовых, кафе и ресторанов г. Белгорода, я прошла успешно. Родители были очень удивлены, но мой выбор приняли.
      Мне всегда было интересно, как люди рисуют на тортах розы, почему в заварных пирожных пустота и как внутрь попадает крем… Так я стала кондитером. Кондитер – это творец, художник. Он создает шедевры кондитерского производства, чтобы люди, купив изделие, радовались. За два года обучения в торгово-кулинарном училище я многому научилась, мне пригодились навыки рисования: рисовала плакаты, газеты, создавала муляжи кондитерских изделий по спецпредметам, участвовала в конкурсах профессионального мастерства по профессии. И все это - благодаря  Кутафиной Людмиле Тимофеевне, мастера производственного обучения, куратора моей группы № 92 «Кондитер». Я ей  очень благодарна, что она встретилась в моей жизни, все, чему она меня научила, а учила только хорошему, я как губка, впитала в себя и применяю всю жизнь и  сегодня. В то время она мне рекомендовала остаться в училище  и работать мастером производственного обучения, но я не осталась… Несколько лет назад мы с ней встречались, она сказала, что я одна из группы осталась в профессии, и все-таки  я стала мастером…
       По окончании училища  я осталась работать там, где проходила практику в столовой № 10 Свердловского треста общественного питания. Успела закончить  Курский техникум общественного питания. Переводом уволилась в Октябрьский трест общественного питания в ресторан «Лель». Здесь я тоже участвовала в соревнованиях и конкурсах по профессии, работала в цехе с молодежью из ПТУ-20, студентов обучала на рабочих местах, была наставником.
      И так получилось, что я пришла на работу мастером производственного обучения  в Профессиональный лицей №20 г. Белгорода, это было в 1997 году. Директором был Сапрыкин Василий Тимофеевич. Не имея педагогического образования и опыта работы с большим количеством студентов (а их 60 человек - две группы), я испугалась и сказала , что не справлюсь, на что получила убедительный ответ: «Своих детей воспитываете! И этих детей воспитаете!». Рядом были опытные педагоги, руководство училища, Негодина Зинаида Петровна  была первым классным руководителем, помогала во всем, я быстро освоилась. Каждые два года мне давали первый курс, учила мастерству.
     На тот период, после 18 лет работы в сфере общественного питания стала учить других любимому ремеслу. К этому делу я подхожу так же, как и к собственной выпечке: с душой и любовью. Ведь в профессии важно разглядеть: к чему у человека способности, талант. У одних получается прекрасное пышное тесто для ватрушек, плюшек, пирожков и других хлебобулочных изделий,  другим приятнее изготавливать  пирожные и торты, украшать их кремом, ягодами. Как это сделать не только красиво, но и вкусно, я учу молодых людей  вот уже 23 года в нашем техникуме. Оказывается,  парней среди пекарей и кондитеров не меньше, чем девушек. Одно время у меня мальчишек в группе было даже больше, чем девчонок. И это не случайность: кондитер, пекарь - издавна мужские профессии.
     За годы работы в училище я повышала свое самообразование, училась в Московской Государственной Технологической Академии «Инженер по специальности «Технология хлеба, кондитерский и макаронных изделий», на курсах повышения квалификации посещала открытые уроки педагогов в мастер-классах.
    Профессиональное образование совершенствуется, идет большой поток современной информации, что значительно влияет на знания, умения и навыки обучающихся в профессии. Ежегодно участвуем со студентами в конкурсах различной направленности, много грамот и благодарственных писем. А в 2017 году благодаря конкурсу «Молодым профессионалам» случилась нечаянная радость. По условиям чемпионата  участники должны  выполнять задания на современнейшем оборудовании. В техникуме, где создан специализированный центр по компетенции «Хлебопечение», установлено новое оборудование: печи, расстоечные шкафы, плиты, тестомесильные машины, взбивальные машины, тестораскаточная машина, тестоокруглительная машина, необходимый инвентарь. Средства выделил областной бюджет. После чемпионата оборудование осталось в техникуме. Если поедет конкурсант на отборочные туры или за рубеж на мировой чемпионат WorldSkills, ему придется  работать точно на таком оборудовании.
          Я выпустила много учеников, передала свои знания  и умения, многие работают по своей профессии и как приятно, что тебя помнят и передают приветы. Я не жалею, что после школы я свернула на эту дорогу, дорогу жизни – в Профтехобразование!  Я счастлива, что  работаю в этой профессии и свои «корни» я вижу в своих учениках.

 А впереди 1 сентября - третий курс - выпускная группа, продолжается дорога в жизнь!